Телефон +7 4842 59 15 35
Коммуникативная модель «Четыре уха – четыре языка» Фридеманна Шульца фон Туна.
Каждое наше сообщение состоит из 4 аспектов:
Факт
тема сообщения, положение вещей, о которых сообщается
|
Самораскрытие
посыл, информация, которая транслируется
|
Отношение
отношение к собеседнику, выражение эмоций
|
Призыв
на что мы хотим повлиять
|
Отправитель должен владеть всеми этими аспектами, чтобы избежать искажения своего сообщения. Он должен уметь доносить в свою мысль «четырьмя языками». Однобокое владение тем или иным аспектом ведет к коммуникативным нарушениям. В зависимости от того, к какой стороне сообщения получатель сообщения склонен более прислушиваться, будет меняться восприятие им информации, поэтому очень важно научиться воспринимать «четырьмя ушами». Открывая «четыре уха» и формулируя сообщение на «четырех языках», мы получаем четкое послание без домыслов и интерпретаций, облегчающее понимание и ускоряющее обмен информацией.
Например:
Руководителю позвонил один из сотрудников, Игорь, который должен был сегодня доделать финансовый отчет, и сообщил, что не придет на работу, так как заболел. Руководитель принимает решение срочно передать работу Игоря сотрудникам отдела. Он входит в отдел с фразой: «Игорь заболел! А у нас горит квартальный отчет!».
Факт
Некому делать отчет.
|
Самораскрытие
Я так рассчитывал на него!
|
Отношение
Сотрудник не имеет права болеть.
|
Призыв
Необходимо срочно выполнить его работу!
|
Факт
Понятно, его не будет сегодня. Кому-то придется делать отчет.
|
Самораскрытие
Планировали все сегодня доделать. Я вот не позволяю себе болеть!
|
Отношение
Вечно он болеет, когда полно работы! А мы тут за него отдувайся
|
Призыв
Кто будет делать эту работу?
|
Начальник может сообщить о случившимся следующим образом: «Игорь заболел, у него грипп, и он тяжело его переносит. Доделать свою часть работы он не сможет. Он звонил и очень переживал, что своей внезапной болезнью подвел нас. Я знаю, что каждый из вас трудится над этим проектом и сегодня мы должны его доделать. Я вижу вашу преданность общему делу и ценю это. Я прошу вас с пониманием отнестись к сложившейся ситуации и предлагаю сейчас распределить между собой его работу, тем более что вместе со мной нас семеро человек. Что скажете?».
Как действовал сейчас руководитель? Во-первых, он присоединился к чувствам сотрудников, во-вторых, озвучил, что каждый выполняет свой фронт работы и что сегодня все должно быть готово. В-третьих, он не создает барьеров между собой и сотрудниками, а наоборот, подчеркивает, что они команда, у которой есть общая цель и которая вместе может справиться с форс-мажором. В его словах звучит отношение к сотрудникам как равным и транслируется уважение к коллективу. Благодаря этому начинают выстраиваться партнерские отношения, и призыв не звучит директивно, а превращается в просьбу-запрос.